Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

московская фонологическая школа

Энциклопедический словарь

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла - направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и др.), возникшее в 20-30-х гг. XX в. Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая является компонентом морфемы; использует в качестве критерия отождествления фонем критерий морфемного тождества.

* * *

МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - МОСКО́ВСКАЯ ФОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и др.), возникшее в 20-30-е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая является компонентом морфемы; использует в качестве критерия отождествления фонем критерий морфемного тождества.

Большой энциклопедический словарь

МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в фонологии (Н. Ф. Яковлев, В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, А. М. Сухотин, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, М. В. Панов и др.), возникшее в 20-30-е гг. 20 в. Исходит из понимания фонемы как смыслоразличительной единицы, которая является компонентом морфемы; использует в качестве критерия отождествления фонем критерий морфемного тождества.

Лингвистика

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла -

направление в исследовании звукового уровня языка. М. ф. ш. возникла

в конце 1920‑х гг. Её основатели - Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов,

А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин - и их

единомышленники - И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и

другие - опирались на идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа). На формирование

М. ф. ш. оказали влияние и взгляды Н. Ф. Яковлева, также продолжавшего

традиции Бодуэна де Куртенэ. Развитие идей М. ф. ш. содержится в трудах

представителей М. ф. ш. второго и следующих поколений. Обобщение идей

М. ф. ш. в виде целостной концепции, отражающей её состояние в

60-70‑х гг., осуществлено М. В. Пановым.

Основа теории М. ф. ш. - учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость

применения морфологического критерия при

определении фонемного состава языка (в этом главное отличие М. ф. ш. от

ленинградской фонологической школы и

от других фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной

фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном

распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место

в одной и той же морфеме (точнее - морфе), т. е. позиционно чередовались. Фонему

представляет весь ряд (совокупность, множество) позиционно

чередующихся звуков. В этот ряд могут входить самые различные звуки:

близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в русском языке фонема ⟨с⟩ может быть представлена

звуками [с] - «с отцом», [с°] - «с отчимом», [с’] - «с сестрой», [з] -

«с братом», [з’] - «с дядей», [ш] - «с шурином», [ж] - «с женой», [ш’] -

«с чадом», нулём звука - «с щедрым» и др. У фонемы две основные функции;

перцептивная - способствовать отождествлению - и

сигнификативная - способствовать различению значимых единиц языка - слов и морфем. Применение

морфологического критерия опирается на перцептивную функцию фонем:

опознавание и отождествление говорящими слов, а также морфем,

выступающих в разных контекстах и реализованных

в связи с этим разными звуками, осуществляется благодаря не только

единству значения, но и единству фонемного состава. Применение

морфологического критерия опирается и на сигнификативную функцию

фонем: выступая в одной морфеме и не участвуя, следовательно, в

смыслоразличении, позиционно чередующиеся звуки относятся к одной

фонеме.

М. ф. ш. детально разработала теорию позиций - условий

употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и

морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются

звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы,

образующие морфонему. Позиции могут

быть сильными и слабыми. В сильных фонетических позициях фонема

наилучшим образом выполняет свои функции, в слабых позициях функции

фонемы ограничены. В перцептивно сильной позиции фонема выступает в

своём основном виде (например, в русском языке ⟨а⟩ в звуке [а] под ударением не рядом с мягкими согласными: «ад», «сад», «роса»). В перцептивно

слабой позиции фонема представлена звуком, обусловленным данной позицией

(⟨а⟩ звуком [ä] между мягкими согласными: «пять»). В сигнификативно

сильной позиции фонема не нейтрализуется с

другой фонемой (ко[с]а - ко⟨с⟩а, ко[з]а - ко⟨з⟩а). Сигнификативно слабая

позиция - это позиция неразличения, нейтрализации фонем (ко[с] - ко⟨с⟩ и

ко⟨з⟩). В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности

различать разные слова и морфемы. В сигнификативно и перцептивно

сильной, т. е. абсолютно сильной, позиции выступает основной

представитель фонемы, её доминанта; в сигнификативно сильных,

но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими

вариациями, в сигнификативно слабых позициях -

вариантами.

М. ф. ш. выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах

позиционно чередующихся звуков. Соотношение фонем, представляющих собой

непересекающиеся множества звуков, и фонем - пересекающихся множеств,

имеющих общую часть, в разных языках различно.

М. ф. ш. ввела понятие гиперфонемы. Первоначально под

гиперфонемой понималась характеризующая систему фонем функциональная

единица, выступающая в позиции нейтрализации, а также группа

нейтрализующихся фонем. Позднее гиперфонема стала пониматься как

функциональная единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов

и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не

приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.

Первоначальное содержание термина «гиперфонема» было положено в

основу термина «слабая фонема» в теории фонемы Аванесова, выдвинутой им

в середине 50‑х гг. По этой теории, фонема, или сильная фонема,

представлена рядом звуков, выступающих в сигнификативно сильных

позициях, слабая фонема - рядом звуков, выступающих в сигнификативно

слабых позициях. Объединение сильной и слабой фонемы представляет собой

фонемный ряд. Сильная и слабая фонемы рассматриваются как элементы

словоформы, фонемные ряды - как элементы

морфемы.

Основные положения, выдвинутые при анализе фонемы, применяются

М. ф. ш. и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации, диэремы, сингармонизма и др.

Построение фонологической модели языка, с точки зрения М. ф. ш., возможно

только при учёте всех фонетических реализаций фонологических единиц.

Отсюда пристальное внимание представителей М. ф. ш. к звуковой

материи языка, в т. ч. и к изучению её методами

инструментальной фонетики.

Идеи М. ф. ш. нашли применение в первую очередь в теории письма -

графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании

неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы

представляют собой варианты одной и той же единицы более высокого

уровня, находит всё большее применение не только в фонологии, но и при

описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.

Аванесов Р. И., Фонетика современного русского

литературного языка, [М.], 1956;

Кузнецов П. С., К вопросу об ударении и тоне в

фонологическом и фонетическом отношении, в кн.: Теоретические проблемы

прикладной лингвистики, М., 1965;

его же, Проблема дифференциальных признаков в фонологии и

разграничения различных типов их, в кн.: Исследования по фонологии, М.,

1966;

Панов М. В., Русская фонетика, М., 1967;

его же, Современный русский язык. Фонетика, М., 1979;

Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии, М.,

1970;

его же, Фонологические этюды, М., 1975;

его же, Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии, М.,

1979;

Сидоров В. Н., О Московской фонологической школе, в кн.:

Развитие фонетики современного русского языка, М., 1971.

Л. Л. Касаткин.

Полезные сервисы